Выставка в Шведском центре архитектуры и дизайна под названием «Norm Form» демонстрирует исследование неравенства, вызванного половой принадлежностью, ориентацией, этнической принадлежностью, физическими способностями, религией, верой, возрастом, социальным классом и структурой семьи, а также демонстрирует силу дизайна, способного отражать, и даже восстанавливать равновесие между ними.
Курировали выставку Karin Ehrnberger, Camilla Andersson, Maja Gunn. Первый демонстрационный стенд включал продукцию, которая создавалась для разных полов – это касается не только детских товаров, но и взрослых. Результаты довольно шокирующие, поскольку с самого детства в головы детей вбиваются стереотипы, кроме того, некоторые товары разделяются по полу совершенно ненужно. «Вы когда-нибудь задумывались, почему велосипеды для мужчин и женщин выглядят по-разному?» – спрашивает музей. «Почему дрель и миксер имеют абсолютно разный вид? Эта революционная выставка содержит работы около пятидесяти дизайнеров, которые открывают скрытые послания, передаваемые предметами вокруг нас, и дают вам способность разрушить их».
Поменяв детали дрели и ручного блендера, выставка продемонстрировала некоторые предубеждения, зашифрованные в этих повседневных предметах. Исследование дизайнеров обнаружило, что предмет слева определялся как «женская дрель», и соответственно может быть использован так же, как и традиционная «мужская» дрель, несмотря на то, что изменился дизайн только ее внешней оболочки. На выставке также обратили внимание, что текстиль от «IKEA» получает только традиционные женские имена, а офисные стулья этого шведского бренда называются мужскими.
Еще один стенд выставки демонстрирует предметы, которые являются примерами того, как гетеросексуальные, двуполые и «белые» нормы устанавливаются и поддерживаются в нашем физическом окружении. Эта коллекция «телесных» предметов – некоторые даже описываются как «универсальные» – однозначно созданы только для белых людей.
В 2011 году Iman Aldebe получила задание создать головной убор для шведских женщин-полицейских, который бы соответствовал требованиям и работы, и религии. С тех пор она создает скромную одежду для разных профессий, которая открывает двери для мусульманок, позволяя им занимать должное место в шведском обществе и преодолевая предубеждение об «угнетенных женщинах, живущих на задворках общества». По словам дизайнера, эти женщины ведут активную жизнь, не нарушая своего культурного наследия.
Впечатляющий сравнительный экспонат продемонстрировал, как бы ощущалось мужское ректальное исследование, если бы оно проводилось подобно гинекологическому осмотру – уязвимость позы способны ощутить представители обоих полов.
Изначально созданный для мероприятия в Королевском колледже искусств (Лондон), этот стенд с плакатами и футболками использовал цитаты известной правозащитницы Анджелы Дэвис, адаптированные художниками Sepidar Hosseini и George Chamoun для отражения текущих проблем в шведской культуре.
Среди других экспонатов можно увидеть новые идеи того, какими бы могли быть фаллоимитаторы, если бы они не были ограничены идеями «двух биологических тел и половых органов»; исследование путей применения керамики в социальных, политических и феминистских движениях; «Castles in the Air» – проект, в котором были использованы кружки кройки и шитья для понимания того, как хотят жить люди; а также «World White Web» – проект Johanna Burai, в котором исследуется, идет ли принадлежность к белой расе рука об руку с расизмом. «Norm Form» – это выставка, которая бросает вызов тому, что считается нормальным. Прямо сейчас среди дизайнеров поднимается сильное движение в ответ на эти вызовы. И эта выставка отражает их усилия. И эта важная выставка заслуживает максимально широкой аудитории.