Робрето Луччи (Roberto Lucci) родился в Милане (Италия) в 1942 г. Работая промышленным дизайнером, он начал разрабатывать продукцию для некоторых наиболее престижных компаний по всему миру, таких как Calligaris, Knoll, Knox Electronic, Snaidero, Peg Perego и Versteel Ditto Sales. Многие его дизайны получали международные дизайнерские награды, становились частью постоянных коллекций в таких международных музеях, как Музей современного искусства в Нью-Йорке, и производятся уже целые десятилетия.
Насколько современный дизайн должен быть связан с прошлым? И насколько он должен смотреть в будущее?
Lucci: Я считаю, что дизайн – это инновация, и с прошлым он не должен иметь ничего общего. Когда я смотрю на дизайнерские шедевры и успешные работы (стул «no. 14 chair» от Michael Thonet, 1859 г.; кресло «Barcelona» от Mies van der Rohe, 1929 г.; машина «Studebacker Champion» от Loewy и Exner, 1947 г.; коллекция «Tulip» от Saarinen, 1955 г.; iPhone от Ive, 2007 г.), я не вижу связи с прошлым.
Самые знаменитые дизайны выводятся либо из новых технологий, либо из новых социальных ситуаций… или обоих вариантов.
Какова роль дизайна в мире, который все еще не успел отойти от экономического кризиса и находится в поиске новых ценностей?
Lucci: Дизайн отличается от изобразительного искусства, потому что, помимо эстетики, он сталкивается с функциональными проблемами: проблемами производства, проблемами продажи и, более всего, проблемами потребителей. Хороший дизайн, естественно, может решить некоторые из проблем, с которыми сталкиваются люди, когда кризис начинает «кусаться». Несомненно, что современный глобальный кризис ставит вызовы (и, возможно, частично вызовы стали его причиной), которые мы можем преодолеть только путем поиска новых способов решения проблем.
Сегодня, большинство продуктов дизайна производятся массово и, следовательно, доступны для каждого (в большинстве случаев). Можем ли мы еще говорить о дизайне, как о выражении «символа престижа» и уникальности, или дизайн приобретает новое значение?
Lucci: Сегодня я смотрю на уникальность и персонализацию с новой точки зрения. В течение многих лет, более столетия, мы считали массовое производство или стандартизацию лучшим способом приблизиться к рынку. Однако, каждый человек – уникален, отличается от других. Стандартизация – это всего лишь слишком упрощенный способ смотреть на производство.
Я работаю над стратегией инновационного дизайна, которую я называю «Максимизация дизайна» («Design Maximization»). Она заключается в развитии «семейств» продукции из единой дизайнерской концепции, вместо того, чтобы создавать единственный продукт. Поэтому больше людей смогут подобрать именно то, что подойдет под их потребности.
Чему может научить дизайн (как деятельность) каждого, что мы можем применить в повседневной жизни, на работе или для нашего видения или идей для будущего?
Lucci: Дизайн объединяет искусство и технику, а это значит, что он элегантно решает проблемы. Такое отношение может хорошо сработать в нашей повседневной жизни.
Очень много разговоров о зеленом дизайне и, кажется, что в самом начале этим было заниматься более модно, чем чем-либо другим. Каковым Вы представляете будущее зеленого дизайна? Какой его аспект или какое направление Вы считаете самым интересным?
Lucci: Около 20 лет назад, вместе с моим бывшим приятелем по дизайну Паоло Орландини (Paolo Orlandini) я создал стул для компании «Knoll». Тот стул должен был быть на 100% пригодным для вторичного использования. Это было трудной, но также очень полезной задачей. Такое отношение к дизайну наконец-то становится все более и более обычным, и, возможно, уже через несколько лет зеленый дизайн станет единственным способом создания продукции.
Можете нам назвать самый интересный проект, над которым Вы работали? Чему он Вас научил?
Lucci: Я создаю стулья уже более 40 лет. Стулья – это интересный продукт, который требует довольно изощренный дизайнерский подход. Стул – это самая близкая к нашей коже вещь после одежды. Однако, это также и структура, которая должна поддерживать разный вес, который к тому же всегда меняется. Дизайн стула заключается в технологии, физике, эргономике, тенденциях, стиле. И я считаю, что дизайн стульев всегда захватывающий и увлекательный.