Заха Хадид (Zaha Hadid) – это мастер современного вида искусства. В 2004 году она стала первой женщиной, которая получила престижную награду – Притцкеровскую премию (Нобелевская премия в сфере архитектуры). Ее эффектные здания достигают небес в Сингапуре, Дубае, и США, соединяют берега рек в Испании и Абу-Даби, объединяют улицы и кварталы в Вольфсбурге, а также держатся за края российских гор.
Тем не менее, уроженка Ирака не считается «традиционным» архитектором. Она – скорее художница в классическом смысле, неугомонная творческая душа в традициях эпохи Возрождения. Она не любит ограничиваться одной дисциплиной, вместо этого, она хочет, чтобы ее идеи воплощались в как можно большем количестве сфер. Кажется, что формы зданий и различные продукты Хадид растягивают материалы до их пределов. Стекло и металл, пластик и бетон умело растягиваются, изгибаются и соединяются друг с другом, нарушая все законы традиционной симметрии.
После обучения в Архитектурной ассоциации в Лондоне, она присоединилась к бюро «Office of Metropolitan Architecture» (OMA) и с тех пор преподает в самых престижных учебных заведениях по всему миру. Свою собственную студию в Лондоне она основала в 1987 году.
Ее здания и интерьеры, созданные в последние года, можно легко узнать по эстетическому совершенству плавных форм. Мотив плавности – это не просто формальная эстетическая задача, это, скорее, архитектурный идеал. Когда заходишь в ее здания – восхищаешься ее лампами, садишься на ее диван – сразу становится понятно, что дело тут не столько в эстетичности, сколько в эмоциональном измерении. Цель ее архитектуры и дизайна – не комфорт и удобная эргономичность, а эмоциональные впечатления, которые они несут… впечатления, что, в зависимости от структуры или дизайнерского задания, они открывают новое ощущение пространства, городских структур, динамики или даже восхваление обеденной культуры через исключительные столовые приборы. Последние – это больше чем повседневные предметы. Их деликатная форма превращает автоматические привычные движения за столом в искусство и дарит им чувственность.
Она превращает все, что нас окружает в настоящие предметы искусства: в скульптуры повседневной культуры, которые обостряют наши чувства, поражают глаза и ласкают руки.