Isamu Noguchi

«Все в этом мире – скульптура. Любой материал, любую идею, появившуюся в пространстве, я считаю скульптурой».

Исаму Ногути (Isamu Noguchi) считал, что задача скульптора – придать форму пространству, подарить ему порядок и значение, чтобы потом оно «исчезло», то есть стало единым целым с окружающей средой. Возможно именно из-за своего двойного происхождения (его отец был японским поэтом, мать – американской писательницей) он своеобразно смотрел на мир в поисках «единства».

Во избежание навешивания ярлыков Ногути мог создавать такие же абстрактные скульптуры, как у Генри Мура, или такие же реалистичные, как у Леонардо да Винчи. Он использовал любые материалы, которые попадали ему в руки: камень, металл, дерево, глина, кость, бумага, или смесь любого из них или всех сразу. Он высекал, отливал, вырезал, дробил, чеканил или взрывал для того, чтобы создать определенную форму.

«Ограничивая себя определенным стилем, можно стать экспертом в этом определенном направлении, но я не хочу принадлежать ни к какому направлению. Я всегда учусь, всегда пытаюсь найти что-то новое».

Его выдающиеся проекты включали спортивные площадки и торговые комплексы, мебель и сады, высеченные из камня бюсты и бумажные светильники Akari, которые можно аккуратно сложить и положить в конверт. Он также создал много декораций для танцовщицы и хореографа Марты Грэм, которая повлияла на него так же сильно, как и его наставник Константин Бранкузи.

Во время Второй мировой войны, в тяжелый период для американской истории, он добровольно присоединился к лагерю для эвакуированных американцев японского происхождения, после чего не мог получить разрешение покинуть его. После семи месяцев он был освобожден.

«Я, наконец-то, был свободен. С тех пор, я решил только творить».

О его связи с компанией «Herman Miller» стало известно, когда один из его дизайнов был использован для иллюстрации статьи «Как создать стол», написанной Джорджем Нельсоном. Это был его знаменитый журнальный стол – «Noguchi Table», созданный в 1947 году и повторно выпущенный в 1984 году.

Другие его известные творения включают парк для организации ЮНЕСКО в Париже, пять фонтанов для здания Верховного суда в Токио, и горельеф для рынка Абелардо Родригез Маркет в Мехико.

Ногути умер в 1988. Его блестящая карьера длилась более шестидесяти лет. Он оставил поразительное наследство для тех, кому его первый учитель говорил, что из него «никогда не выйдет скульптора».

Награды и достижения

1977 – Золотая награда от Американского института искусств и литературы
1966 – Награда «Brandeis Creative Arts Award»
1965 – Золотая награда от Архитектурной Лиги Нью-Йорка
1959 – первый приз («Logan Medal») на 63-й Выставке картин и скульптур в Институте искусств Чикаго
1927 – Грант Фонда Гуггенхайма